Над более глубоким размышлением о теме диалога постмодернизма и христианского богословия меня побудил разговор, в котором участвовали: я, как преподаватель богословия из евангельской духовной семинарии, Джеймс Смит, преподающий философию в Ка
Использование христианством идей постмодерной философии для защиты ортодоксии уже стало заметным явлением, даже проникло в учебники. К примеру, если взять библейскую герменевтику в евангельских учебных заведениях, то сегодня уже невозможно заниматься экзегетическими исследованиями в рамках устаревших учебников Генри А. Верклера и Гордона Д. Фи , по которым семинаристы учились в начале 90-х. В последнее время в протестантских семинариях на русском языке появилось несколько публикаций (как отдельных статей, так и целых книг), полностью или частично затрагивающих принципы прочтения и толкования Библии в ситуации постмодерна, которые нельзя обходить стороной современному исследователю Библии. К таковым я отношу статью: Лорена Уилкинсона «Герменевтика и постмодернистское противодействие “Истине”» ; доклад Джеймса Д. Данна «Научные методы в толковании Евангелий» ; последнюю главу (Глава 29. «Вместо Заключения») книги «Введение в Ветхий Завет» Уолтера Брюггемана ; «Авторитет Писания и власть Бога» Томаса Райта ; книгу Гранта Р. Осборна «Герменевтическая спираль» ; и конечно же, монументальный труд, ставший уже классикой, по богословской герменевтике, опирающийся на филологические и философские дисциплины Кевина Дж. Ванхузера « » и новую книгу «Герменевтика» Энтони Тиссельтона. Указанные публикации являются попыткой переосмыслить, с богословской точки зрения, принципы толкования Иудео-Христианских Писаний, а также методы их прочтения в той культурной парадигме, в которой Западное общество очутилось примерно с конца 60-х - начала 70-х годов XX столетия. Все эти примеры свидетельствуют, что использование христианскими богословами некоторых идей постмодерной философии не ведет к блужданию в лабиринтах либерализма, но позволяет наново утверждать евангельскую ортодоксию. В сегодняшнем богословии отказ от богословского и философского языка эпохи модернизма и использование языка постмодернизма похоже на возврат к чтению Библии на древнееврейском. Этот возврат к не-метафизическому (не-греческому) языку – это новые возможности для богословия, если заранее отвергнуть идеологию нигилизма. Приняв язык постмодернизма и переинтерпретировав некоторые его идеи (из числа тех, которые не связаны непосредственно с нигилизмом), христианские богословы получают возможность более глубоко понять библейское, не-греческое, не-латинское, не-европейское мышление, а значит, приблизиться к некоторым важным истокам. И получили возможность наново утвердить библейские истины – в новом философском дискурсе новой эпохи.
Преимущественно отрицательное отношение к постмодернизму, как, в частности, и ко всей континентальной философии, я наблюдал также и на протяжении последних двух лет в некоторых американских евангельских/протестантских учебных заведениях, которые мне довелось посетить во время повышения своей богословской и философской квалификации. Например, негативное отношение к «французским» идеям я отмечал у большинства преподавателей в таких протестантских/евангельских колледжах/университетах, как Витон Колледж (Wheaton College, IL.) и Кальвин Колледж (Calvin College, MI.) Однако не стоит забывать, что в каждом из этих учебных заведений есть и свои, довольно-таки заметные, исключения. Исключением в Кальвин Колледже может по праву считаться Джеймс Смит (James K. A. Smith) , который критикует некоторые позиции аналитической философии и показывает ценность континентальной мысли для западного протестантского богословия. Исключением в Витоне является Кевин Ванхузер (Kevin J. Vanhooze), который больше всего известен своей работой в области герменевтики, которая так же, как и другие науки, находится сегодня в диалоге с постмодернизмом.
Английский богослов и герменевт Энтони Тисельтон хоть и считает, что некоторые моменты философии постмодерна могут быть не только ошибочными, но и разрушительными, и даже могут ввести в заблуждение, однако все же соглашается, что некоторые темы (постмодернизма) могут иметь большую ценность для христиан . Поэтому для него «постмодернизм – понятие гораздо более широкое» , вмещающее не только пагубное, но и полезное.
Также на стороне критиков постмодернизма находятся и такие евангельские авторы, книги которых сегодня являются чуть ли не настольной литературой в евангельских учебных заведениях, как Миллард Эриксон и Джин Эдвард Вейз . Дж. Вейз, отчасти справедливо, считает, что Церковь должна противостоять постмодерну и не должна соглашаться с его идеями. Однако его аргументация построена на не совсем корректном, на мой взгляд, противопоставлении Слова Божьего/Евангелия Иисуса Христа и философских идей постмодерна, а постмодернистические перемены, согласно его точке зрения, таят в себе только лишь опасность для церкви . В своей книге «Времена Постмодерна» Дж. Вейз, во-первых, упрощает проблему, сводя все идеи постмодерной философии к нигилизму и анархизму. Во-вторых, Дж. Вейз не показывает, каков бы мог быть язык церкви, свидетельствующей и благовествующей в эпоху увлечения общества и его элиты идеями постмодернизма. Дж. Вейз предлагает просто проповедовать Евангелие, однако такой метод явно не работает в большинстве ситуаций. Если не заговорить с посмодернистами на понятном им языке, они скажут, что не будут слушать нас ни сейчас, ни в будущем. Ап. Павел выучил бы язык постмодерной философии, чтобы и в нем найти ресурсы для благовествования и свидетельства о единой Истине, чтобы найти поводы для начала диалога. Поиск таких поводов для диалога возможен, если мы найдем в постмодерной философии хоть что-то верное – например, обратим внимание на критику рационализма эпохи Просвещения и метафизики средневековья, на легитимацию приоритетности текста и общины, которой этот текст принадлежит, и т.д.
Например, американский богослов-философ Уильям Крэйг считает, что «постмодернисты отрицают существование универсальных принципов логики, рациональности и истины». Для него «постмодернизм не более дружественен христианским истинам, чем рационализм Просвещения». По отношению к самому термину «постмодернизм», У. Крейг даже употребляет слова по типу: «самозваный постмодернизм» . Сравнивая этический теизм, модернизм и постмодернизм (кстати, довольно-таки странное сравнение) другой евангельский автор Джош Макдауэл показывает, что постмодернизм учит тому, что объективной истины не существует, она (истина) является всего лишь порождением человека .
С одной стороны, узкое понимание «постмодернизма» - это продукт нехватки хорошего качества популярной литературы по данной теме. Мы находимся в ситуации почти полного отсутствия материала, который бы «приземленно», будучи излагаем на «понятным» языке, доносил бы идеи французских классиков постсекулярного философского постмодернизма до обычного лидера евангельской церкви. Самих Лиотара, Деррида, Батая, Фуко, Делёза не так-то и просто изучать среднестатистическому христианину, который чаще всего не читает ничего кроме Библии и христианской (зачастую не академической) литературы. С другой стороны, современные «апологетические» книги евангельских авторов, рассматривающие философию постмодернизма, чаще всего делают акцент только на вреде постмодернизма и редко обращают внимание на положительные уроки постмодернизма, которые могут быть выучены в семинарских аудиториях и применены в церквях. Чаще всего риторика сводится приблизительно к таким утверждениям: общество эпохи постмодерна признало плюрализм многих истин (релятивизм) или вовсе отрицает возможность познать истину (агностицизм), постмодернизм обязательно отрицает философскую и теологическую мысль, ничего полезного в постмодерной философии для христианства нет и не может быть.
Сегодня христианам, особенно протестантам евангельского направления, стоит рассмотреть феномен «постмодернизма» более глубже, так как его поверхностное понимание зачастую ведет к неправильным выводам. В частности, это касается преподавателей библейских школ, евангельских семинарий и руководителей церквей на постсоветском пространстве, которые, то тут, то там, предостерегают нас словами: «осторожно постмодернизм!»
(в авторськй мовнй редакц)От редакции. Каким должен быть ответ христиан на вызов постмодерной философии? Возможно ли испотльзование инстурментария и некоторых идей этой философии? Случайно ли Деррида и другие вожди постмодернизма пришли к пророчеству о будущем господстве постсекулярной философии? Такие вопросы волнуют сегодня христианских богослов, в том числе и . Без ответов на такого рода вопросы невозможно и определиться с тем, каким должно быть будущее украинского богословия – что является сегодня предметом дискуссии, в которой уже высказывались патриарх Любомир (Гузар), о. Борис Гудзяк, Тарас Тимо, Юрий Черноморец.
магстр теолог,Pвикладач Укрансько ґвангельсько Семнар Богослов'я (Кив)
Кто (все еще) напуган «постмодернизмом»?31 жовтня 2011, 12:38 | Релгзнавч студ | 7 | | | | Анатолй ДЕНИСЕНКО,
Комментариев нет:
Отправить комментарий